Рождество господа нашего Иисуса Христа
Среди всех христианских праздников особое положение занимает именно Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Православная Церковь каждый год в один и тот же день отмечает день рождения Бога на земле. Главным праздником для каждого верующего человека является Пасха, но Рождество – ее основание. Только приняв человеческую природу, Господь мог принести Себя в жертву, пострадать и воскреснуть.
Это статья расскажет вам :
1.Когда христиане начали праздновать Рождество?
2.История Рождения Спасителя
3.Духовный смысл праздника
4.Рождественские традиции
5.Рождественский сочельник
6.Когда нужно идти в храм?
7.Песнопения Рождества
1. Когда христиане начали праздновать Рождество?
Традиция празднования Рождества Христова имеет долгую историю. Вплоть до IV века верующие люди встречали праздник 6 января и называли его Богоявлением. По смыслу торжество больше относилось к Крещению Господню, а не к Его Рождению. Тогда эти два события вспоминались одновременно. Суть заключалась в том, что Бог, приняв плоть и став Человеком (не переставая быть Богом!), пришел (явился) в мир для спасения людей.
Почему праздник отмечали 6 января? Ведь конкретный день Рождения Иисуса Христа неизвестен. Эта дата символически связывала первого человека (Адама) с Новым Адамом (так еще называют Иисуса Христа). Как первый Адам согрешил (духовно умер) на шестой день после сотворения мира, так Новый Адам пришел в мир (родился) в тот же день.
Лишь в IV веке папа Римский отделил Рождество Христово от Богоявления (Крещения) и перенес на 25 декабря. Мудрое решение. В этот день язычники весьма разгульно отмечали день зимнего солнцестояния. Пытаясь искоренить суеверия, Церковь предложила людям достойную альтернативу: ведь Христа именуют Солнцем Правды.
Постепенно установленная традиция перешла из Рима в Константинополь, а затем распространилась по всему христианскому миру. События, о которых идет речь, произошли задолго до разделения Церкви на Православную и Католическую. Разногласия между Западом и Востоком привели к расколу только в 1054 году.
Почему же сейчас мы празднуем Рождество 7 января? На самом деле противоречия нет. Церковь продолжает жить по старому стилю (юлианскому календарю), в котором седьмому января соответствует 25 декабря.
2.История Рождения Спасителя
История Рождества Христова подробно описана в двух из четырех Евангелий: у апостолов Матфея и Луки в первых двух главах.
Иисус Христос родился в Палестине (так называлась земля евреев), которая в тот момент входила в состав Римской империи. Незадолго до Его появления на свет была организована перепись населения по распоряжению римского императора Августа (Октавия). Чтобы принять в ней участие, нужно было прийти в город, которому исторически принадлежит твой род (колено). Так было принято у еврейского народа.
Пресвятая Дева Мария была обручена со своим дальним родственником старцем Иосифом и ждала рождения Сына. Семейство жило в галилейском городе Назарете (в северной части Палестины), но сам Иосиф происходит от колена Давидова и для участия в переписи ему следовало прийти в иудейский город Вифлеем (на юг страны).
Добравшись до Вифлеема, праведный Иосиф не смог найти ни одного свободного места в гостинице из-за огромного скопления людей и своей бедности, а Деве Марии уже пришел срок родить. Они были вынуждены остановиться в пещере, которую пастухи использовали как стойло и хранилище корма для скота. В таких условиях и родился Богочеловек Иисус Христос, Спаситель мира. Зимней ночью, вдали от родного дома, посреди сена и соломы. Богородица сама спеленала Новорожденного и положила в ясли – кормушку для скота.
Первыми из людей, которые узнали о рождении Спасителя, стали простые пастухи. Возможно, им принадлежала та самая пещера, в которой остановились Иосиф и Мария, а в поле они остались со стадом по причине хорошей погоды.
Ночью пастухам явился ангел со словами: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Евангелие от Луки, глава 2, стихи 10–12). Вслед за этим появилось множество других ангелов, которые в пении восхваляли и прославляли Создателя: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
По всей видимости, пастухи были благочестивыми людьми – они поспешили к пещере, нашли Младенца и поклонились Ему. Воздав хвалу Господу, они рассказали о явлении ангела и после этого вернулись к своему стаду.
Еврейский народ имел много пророчеств о грядущем Мессии, но не только он один ждал Его. Язычники также имели предсказания о появлении великого Святого или Царя-Спасителя, но не знали точно о месте Его прихода.
На Востоке большим уважением пользовались волхвы – мудрецы, знатоки звездного неба и природных явлений. Считалось, что человек рождается под звездой, которая определяет всю его жизнь. За какое-то время до Рождества Христова на небе появилась необычная звезда, по которой волхвы поняли, что скоро родится великий Человек – Царь Иудейский. Взяв дары, они отправились в путь.
В Евангелии ничего не сказано о том, сколько было волхвов и как их звали, но церковное предание сохранило их имена: Гаспар, Вальтазар и Мельхиор. Рождественская звезда стала для них путеводной, с ней они добрались до Иерусалима, где стали расспрашивать о родившемся Царе. Разумеется, никто им не смог помочь, но весть об их приходе и поисках дошла до местного правителя – царя Ирода. Пригласив к себе восточных гостей, он хитростью пытался дознаться о родившемся Младенце. Ирод не хотел поклоняться новому Царю и желал избавиться от «конкурента».
Волхвы добрались до Вифлеема, нашли Деву Марию с Младенцем Иисусом и принесли Ему в дар ладан (как Богу), золото (как царю) и смирну – благовоние, которым натирали покойников (как смертному человеку). Получив откровение, восточные мудрецы удалились в свою страну кружным путем, не возвращаясь в Иерусалим.
Царь Ирод напрасно ждал волхвов. Те ушли, не рассказав о родившемся Младенце. Он пришел в ярость и, поскольку в пророчествах о Мессии указывалось место Его рождения – Вифлеем, повелел убить в этом городе и его окрестностях всех младенцев мужского пола от рождения до двух лет (точный возраст рожденного Царя не был известен). Около 14 000 детей были лишены жизни. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа. Православная Церковь чтит их память.
Сам Иисус Христос не пострадал. Иосифу во сне было повеление собраться и бежать из города в Египет с Марией и Ее Сыном, что он и выполнил. Там Святое Семейство оставалось до самой смерти Ирода.
3.Духовный смысл праздника
Рождество любят христиане всего мира и встречают его, пожалуй, не менее торжественно, чем Пасху. Оно относится к великим двунадесятым праздникам и каждый год приходится на одну и ту же дату. Православная Церковь отмечает его 7 января.
Почему праздник Рождества Христова так радостен для верующего человека? Если Пасха в церковной традиции именуется как «праздников Праздник и Торжество из торжеств», то Рождество по праву называется «началом всех праздников» (по слову известного христианского богослова Иоанна Златоуста). Рождение Спасителя стало основанием всех остальных христианских праздников.
Ведь если бы Господь не пришел в мир, не было бы ни Крещения, ни Пасхи, ни Вознесения. С Рождением Иисуса Христа изменилось все. Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом – так в общем можно сформулировать основную идею Рождества.
Не кощунственно ли это звучит? Как человек может стать богом? Не только может, но и должен. Стремление к идеалу, к святости – задача жизни христианина. Достичь абсолюта человеческими силами невозможно, поэтому необходима помощь Создателя. Человек сильно изменился после грехопадения, в мире появились болезнь и смерть (об этих последствиях подробно рассказано в разделе «Смысл Пасхального праздника»). Господь, приняв человеческую плоть, поднял нашу сущность на недосягаемую высоту.
Каждый верующий человек имеет возможность приобщиться к Телу и Крови Самого Бога в Таинстве Причастия и получить через это духовные силы и помощь Господа.
4.Рождественские традиции
Пожалуй, именно с Рождеством связано самое большое число традиций, народных обрядов и примет. Что из перечисленного допускает Православная Церковь?
В настоящее время сложно представить Рождество без наряженной елки. Оказывается, эта традиция молода: она укоренилась в России только к концу XIX века, а подарки для детей стали складывать под нее еще позже. После революции 1917 года советская власть пыталась изжить все, что имеет отношение к религиозным праздникам. Лишь со временем елку стали наряжать вновь, но уже к Новому году.
Православная Церковь отмечает Рождество Христово не одним днем. После праздника наступают так называемые Святки – период времени вплоть до Крещенского сочельника (18 января), который является очень радостным. В эти дни отменяется пост по средам и пятницам, а в храмах совершаются особенно торжественные богослужения. Хорошо «святить» такое время добрыми делами.
Как видно из истории праздника, Рождество пришлось на языческое празднование зимнего солнцестояния. К сожалению, многие традиции того времени дожили до наших дней. До сих пор девушки гадают на суженого, любовь и замужество не только в рождественскую ночь, но и во время Святок.
Нужно четко понимать, что подобные традиции не имеют ничего общего с христианством и недопустимы для православного человека. Будущее известно только Богу, а гадание – это обращение к бесам, падшим ангелам. Подобного рода «общение» с темными силами может обернуться плачевно: духовными болезнями и несчастиями в жизни. Вера в любые приметы (суеверия) также далека от истины.
Родившегося Богомладенца прославляют не только в церковных песнопениях. Особые обрядовые песни (колядки) звучат на протяжении всех Святок. Они тоже родом из языческого прошлого. По сути они сезонные: поются в течение ограниченного времени. Некоторые из них до сих пор связаны с языческим культом плодородия. «Правильные» колядки – христианские – прославляют родившегося Христа. Обычай колядовать появился на нашей земле давно – вскоре после крещения Руси.
С рождественскими песнями ходили по улицам, стучались в ворота домов. Колядовщиков (иначе их еще называют христославами) встречали радостно, угощали. Славить Христа ходили и дети, и подростки, и даже взрослые. Сейчас эта традиция постепенно возрождается, и, открыв дверь утром 7 января, можно услышать не только коротенький стишок из двух строк, но и настоящую рождественскую колядку.
С традицией распевания колядок связана еще одна: устройство вертепа – модели пещеры, в которой родился Иисус Христос, с фигурками Девы Марии, Иосифа и Богомладенца в яслях. Данный обычай зародился в Западной Европе. Оттуда он распространился на Польшу, Украину и, наконец, пришел в Россию. Вертеп использовали как переносной кукольный театр и показывали зрителям евангельскую сценку поклонения пастухов и волхвов.
Вертеп мог быть одно-, двух- или даже трехуровневым. Кроме рождественской истории разыгрывались комические бытовые сценки для увеселения публики. Кукол изготавливали из глины, дерева, шили из ткани.
Традицию изготовления вертепов тоже стали вспоминать. Вовсе не обязательно мастерить целый кукольный театр. Дома вполне можно устроить макет пещеры, а фигурки заменить иконой, либо создать вертеп своими руками, включив в подготовку к Рождеству всех членов семьи.
5.Рождественский сочельник
Сочельник – это канун Рождества (6 января), последний день Рождественского поста. Он наполнен ожиданием праздника и особыми приготовлениями. Сочельник имеет свои особенности и в церковном плане: богослужение в этот день существенно отличается от обычного.
Откуда взялось такое необычное название кануна Рождества? Оно происходит от церковнославянского слова «сочиво», которым называют размоченные в воде или разваренные зерна пшеницы, овса, ячменя или других злаков. В данное блюдо добавляют по вкусу орехи, изюм, сахар или мед. Только этим принято питаться накануне великого праздника.
В православной среде существует обычай не вкушать пищу «до первой звезды», которая напоминает о появлении на небе рождественской звезды, указавшей волхвам путь к Богомладенцу.
Церковным уставом данное правило не закреплено. Вовсе не обязательно голодать до сумерек. Люди, которые в этот день приходят в храм на утреннее богослужение, могут есть сразу после окончания службы, а работающие – спокойно позавтракать утром. Разумеется, пища должна быть умеренной и постной (в идеальном варианте – сочиво). В любом случае подвиги должны быть вам по силам.
Последнее касается и посещения храмовых богослужений.
6.Когда нужно идти в храм?
Напрямую относящиеся к Рождеству Христову службы начинаются накануне – в Сочельник.
Утро шестого января открывают так называемые Царские часы. Они отличаются от обычных часов своей торжественностью и включают в себя дополнительное чтение отрывков из разных библейских книг. После окончания Царских часов начинается Литургия, к ней вплотную присоединяется вечерня. Получается довольно необычно: вечерня в первой половине дня!
Вечером в Сочельник положено совершение Всенощного бдения, которое тоже отличается от обиходного (совершаемого, например, каждый субботний вечер). Хор исполняет очень красивые песнопения, проникнутые радостью и торжеством. «С нами Бог!» – ликует вся Церковь.
Кульминацией праздника становится ночная Рождественская Литургия. На ней прославляется пришедший в мир во плоти Богочеловек. Те, кто готовился, причащаются и соединяются со Христом в день Его рождения.
Для тех прихожан, которые по каким-то причинам не смогли присутствовать на ночной службе, обычно совершается еще одна Литургия утром 7 января. Такая практика распространена не во всех храмах, поэтому нужно узнать заранее по какому расписанию будут совершаться богослужения на конкретном приходе.
Не каждый может пробыть в храме почти целый Сочельник и всю Рождественскую ночь, но посетить праздничное богослужение нужно обязательно; если позволяют силы и здоровье – ночную Литургию.
Категорически противоречит духу христианства предпочтение бытовой стороны праздника духовной. Да, хорошо навести дома чистоту и порядок, приготовить вкусную еду, но если подобными хлопотами заняты все предпраздничные дни (особенно Сочельник) и не остается сил на поход в храм, то нужно от чего-то отказаться. В конце концов, стерильная чистота в доме не так уж обязательна, а после поста вкусен и бутерброд с колбасой.
Нужно понимать, что суета начинается не вокруг, а внутри нас. Гораздо важнее почувствовать радость Рождества в кругу близких и родных людей, а не усталость и раздражение от очередного праздника.
7.Песнопения Рождества
Конечно, в Рождественскую ночь звучит много песнопений. Очень красив рождественский канон, который исполняет хор, но самыми главными для любого праздника являются тропарь и кондак. Что это такое?
Тропарь – краткое изложение сути празднуемого события. Это один из древнейших видов церковного богослужебного творчества. Затронутая в тропаре тема развивается в кондаке.
Богослужение в Православной Церкви проводится на церковнославянском языке. Смысл многих слов и выражений интуитивно понятен, но некоторые могут потребовать пояснений. Познакомимся с текстами рождественских тропаря и кондака.
Тропарь:
«Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, возсия́ ми́рови свет ра́зума, в нем бо звезда́м служа́щии звездо́ю уча́хуся Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу пра́вды, и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка. Го́споди, сла́ва Тебе́!»
Твое Рождение, Христос Бог наш, озарило мир светом богопознания; ибо через него служившие звездам были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Кондак:
«Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет, и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит; А́нгели с па́стырьми славосло́вят, волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют, нас бо ра́ди роди́ся Отроча́ мла́до, преве́чный Бог».
Ныне Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному; Ангелы с пастухами славословят, мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец юный, предвечный Бог.
Текст рождественского кондака церковное предание приписывает авторству непревзойденного мастера богослужебных песен преподобного Романа Сладкопевца. Этот человек, сириец по происхождению, был певцом в константинопольском храме св. Софии и жил в VI веке. Получается, что кондак Рождества имеет древнее происхождение.
Знание и понимание основных праздничных текстов сделает пребывание в храме более радостным, участие в службе станет более осмысленным. Когда человек слышит знакомые и понятные слова, они находят особый отклик в его сердце.