Значение свечи в христианстве.

Когда и в связи с чем появилась традиция ставить свечи?


Свеча небольшой светильник, источник лучистого света.

 Отделение света от тьмы было одним из первых актов творения.

 В конце времен, когда закончится история спасения, Сам Бог будет Светом  нового творения . Поэтому тема света проходит через все Священное Писание, а специально изготовленные светильники с самого начала ветхозаветного богослужения становятся необходимой принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма.

Светильник, прежде всего, был символом присутствия Божия. Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою. Свет лампады или свечи символизирует также светлое, радостное и теплое моление к Богу.

Свет праведных весело горит,

светильник же нечестивых угасает.


В ветхозаветное время в качестве светильников использовались небольшие сосуды с оливковым маслом и фитилем из льна. Время появления свеч в качестве светильников не удается установить документально. Технология изготовления свеч постепенно менялась. От трубки, наполненной жиром с нитяным фитилем внутри до классической восковой церковной свечи – путь в несколько веков. У греков и финикийцев был известен способ отбеливания воска (с помощью воды и солнечных лучей). Отбеленный воск Плиний называет cera punica, т. е. пунический воск. Именно восковые свечи вошли в употребление в христианском богослужении.

Воск, будучи веществом чистым, мягким, источающим тонкий приятный аромат, является символом христианской души, очищенной от грехов, покорной святой Божественной воле и украшенной духовно благоухающими добродетелями.

Свеча необычна и по своим физическим свойствам. Замечательный физик Майкл Фарадей (1791 – 1867) часто выступал с лекциями о свече: «Я не первый раз провожу беседу на эту тему, и если бы это зависело только от меня, я бы с удовольствием возвращался к ней хоть ежегодно – до того эта тема интересна и до того изумительно разнообразны те нити, которыми она связана с различными вопросами естествознания. Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, – который при этом не был бы так или иначе затронут. Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания» (Фарадей М. История свечи М., 1980). В заключение своих лекций о свече великий физик заметил: «могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т. е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняя свой долг перед человечеством».

Согласно церковному преданию, в апостольский век в первых христианских общинах использовались свечи. Они имели не только молитвенно-символическое значение, но и использовались для освящения дома, потому что богослужения часто совершались ночью. В тех местах новозаветных священных книг, где упоминаются светильники, речь может идти и о свечах. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.

Постепенно формировался богослужебный обряд новозаветной Церкви. Устав закрепил использование светильников (в том числе и свеч) при совершении литургии и других служб суточного круга. Тертуллиан писал: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». Пламя свечи, горящей во время богослужения, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу.

Чем больше света, тем больше радости. Поэтому чем торжественнее церковный праздник, тем больше возжигается в храме свечей.

Бесплодным супругам.,помощь святого Семеона Мироточивого.

Чудотворная лоза св. Симеона Мироточивого – благословение страждущим от бесплодия

 

  Речь пойдет  о чудотворной лозе св. Симеона Мироточивого в сербском монастыре Хиландар .

Она прославилась целебной силой разрешать бесплодие супругов, ставшее массовым явлением в наши дни, о чем свидетельствуют толпы страждущих женщин

Нельзя не отметить, что как «пояски» Богородицы из Ватопеда, так и косточки лозы св. Симеона Мироточивого из Хиландара можно совершенно беспрепятственно получить как афонское благословение всем чающим избавления от недуга,

Благословение Сербской Царской Лавры, монастыря ХИЛЕНДАРА. Святая Гора Афонская

На южной стороне соборной хилендарской церкви Введения Пресвятой Богородицы каждому паломнику бросается в глаза высоко разросшаяся и сильно разветвившаяся виноградная лоза, склонившаяся и образовавшая как бы беседку из своих ветвей. Ее стебель выходит из стены на высоте полутора метров от земли, из гробницы святого Симеона (Стефана Немани), которая находится рядом с той же стеной, с внутренней стороны храма

Хилендарское предание об этой 800-летней лозе гласит: «Когда со времени смерти святого Симеона (13 Февраля 1200 г.) прошло семь лет и когда святой Савва пришел из Карейской келлии в монастырь, для того чтобы подготовить перенесение мощей святого Симеона в Сербию, чтобы содействовать примирению своих враждующих братьев, монахи Хилендара безутешно плакали. Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что нужно его мощам быть перенесенным на родину, но в утешение хилендарским братьям из его пустой гробницы произрастет лоза; и до тех пор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать на Хилендаре».

То, что эта лоза продержалась и до наших дней и что она каждый год, без исключений, богато плодоносит, хотя ей, кроме обрезки, не оказывается никакой другой уход, и никакие меры не предпринимаются против Филлоксеры или других болезней и вредителей, представляет собой великое чудо Божие и является тем самым большим моральным утешением и духовным ободрением для нашего Хилендарского братства и для всех вообще верующих сербов.

Но лоза эта не только поэтому исключительна. Она имеет и другое свойство. От ее плодов разрешается бесплодие супругов, верою и молитвою принимающих это чудотворное средство.

Самое древнее сохранившееся предание об этом датируется 1585 г., когда один турок привел своего сына-первенца, чтобы оставить его в Хилендаре на служение Богу, ибо получил он его, как и других своих детей, после вкушения винограда святого Симеона.

С тех пор и поныне наш святой монастырь непрестанно раздает паломникам или доставляет по почте тем, которые к нему обратятся с письмом, этот чудотворный виноград. Некогда из России массами приходили паломники на Святую Гору и во множестве просили этот виноград. Сейчас просят его со всех концов Греции, потому что, особенно в последнее время, результаты от его употребления - поразительные.

Здесь будет полезным привести один случай, поучительный для тех, которые захотят когда-либо вкусить от винограда святого Симеона. Речь пойдет о госпоже Екатерине Р. из Салоник, которая предложила было своему мужу попросить из Хилендара виноград святого Симеона. Но тот на это не согласился, ибо ему недоставало веры. Однако его супруга потрудилась сама иными путями получить этот виноград и начала поступать по руководству о его употреблении, исполняя и ту часть обязанностей, которые согласно руководству, должен был исполнять и ее супруг. Когда их Господь благословил первым зачатием, эта женщина рассказала своему мужу о своем поступке; и с тех пор эта семья, движимая чувством благодарности, поддерживает постоянную связь с нашим монастырем.

И сербы с древних времен, когда хнлендарские монахи ходили по своему народу, знали об этом чудотворном винограде. В нашем Хилендаре и поныне сохранились напечатанные в старые времена руководства к его употреблению. Но в последние десятилетия сербы не просят его, а молодые поколения о нем уже и не знают.

После показа «Фильма о Хилендаре» наши соотечественники и на Родине, и в заграничном рассеянии в последнее время вновь узнали все необходимое и о лозе святого Симеона. Первым, кто после просмотра этого фильма попросил виноград с этой лозы, а потом получил детей, был брат Никола Дж. из Вустера (Англия).

Поскольку люди нашего времени ослабли верою, а каждое чудо, не исключая и этого, проявляющегося через виноград святого Симеона требует крепкой веры, то перед употреблением этого чудотворного винограда необходимо себя к этому приготовить соответствующим образом.

Вот лишь один пример тому. Недавно, опять в Салониках, произошел такой случай. Один священник, не имевший детей, взял, проезжая через  монастырь  Хилендар, от винограда святого Симеона, но медлил с его употреблением. Однажды попросила его некая прихожанка достать и ей этого винограда и он ей охотно уступил свой. Спустя некоторое время, в один из воскресных дней, после святой Литургии, эта женщина вся озаренная радостью вновь поблагодарила этого священника за тот дар. «... Если бы я имел веру, и у меня бы сегодня были дети», -

НАСТАВЛЕНИЯ БЕСПЛОДНЫМ СУПРУГАМ, ИЗБРАННЫЕ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Нет лучшего учебника для научения вере, чем Священное Писание, и нет лучшего места и времени для жизни по вере, чем наша каждодневная жизнь. Господь наш Иисус Христос всегда спрашивал того, над кем совершал чудо исцеления: «Веруешь ли?». Или же после исцеления Он говорил исцеленному: «Вера твоя спасла тебя!». Итак, наша вера всегда является предварительны условием того, чтобы Господь явил над нами Свою силу.

Мы рекомендуем, поэтому, для научения вере чтение 11 главы Послания святого Апостола Павла к евреям, где особенно говорится о вере, ее силе и ее значении в нашей жизни. Нужно также читать и параллельные места приведенные на полях этой главы.

Но так как нашу веру поддерживает и умножает усердная молитва, то и ей нужно уделять особое внимание. Живущие в молитвенном общении с Господом берут Его обетования из Священного Писания, как, например, «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7,7) или «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам» (Мк. 11,24), и просят у Господа - но просят упорно! - чтобы Он исполнил на них эти обетования. И Он, будучи Отцом нашим Небесным, всегда охотно нам это делает, ибо Господь Иисус Христос нам в Святом Евангелии говорит: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7,11).

И наши святые отцы Симеон и Савва были крепкой верой подвигнуты на то, чтобы оставить мирскую славу и прийти на Святую Гору и чтобы из своего Хилендара, опять-таки с верою, возродить весь свой сербский народ, служа ему и поныне пред Господом. Пусть они и вам, бесплодным родителям, будут примером и побуждением к вере в осуществление вашего родительского желания иметь детей. Молитесь им, чтобы они поддержали вашу веру и дополнили вашу молитву своим заступничеством перед престолом Всевышнего Жизнодавца.

Мы умоляем супругов, которых Господь, после вкушения ими винограда святого Симеона, благословил детьми, сообщить об этом нашему Управлению, чтобы время от времени появляющиеся печатные сообщения об этом укрепляли веру и других бездетных супругов.

Желающие, по Божиему благословению, иметь плод чрева своего должны обратиться с молитвами ко святому Симеону Мироточивому, который, после того как оставил свое сербское царство, был подвижником на Святой Горе Афонской. Он созидал монастырь Хилендар, в котором после многих и великих трудов во время своей богоугодной жизни и умер; и за это получил от Бога дар творить чудеса: разрешать бесплодие тех супругов, которые прибегают к нему с верою.

Для этого берется виноград и веточки с той виноградной лозы, которая чудесным образом выросла из самой гробницы святого Симеона. Нужно взять три виноградины и один кусочек отрезанной лозы. Этот кусочек опускается в половину оки (650 гр.) освященной воды, и эту воду оба супруга пьют натощак в течение 40 дней. Затем супруг съедает одну виноградину, а супруга оставшиеся две. В течение этих 40 дней супруги должны придерживаться следующего правила: вкушать только постную пищу и творить ежедневно по пятьдесят поклонов: 25 утром с молитвой «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» и 25 вечером с молитвой «Преподобие отче Симеоне, моли Бога о нас». Кто желает, может и удвоить поклоны, т.е. прибавить еще пятьдесят поклонов в день с молитвой «Пресвятая Богородице, спаси нас». В течение всего этого времени супруги должны иметь раздельное ложе. По истечении этих 40 дней супруги должны исповедаться и причаститься Святым Христовым Тайнам, и тогда им Господь по вере их с благословением Своим дарует плод их чрева.

После зачатия, во все время беременности и кормления ребенка, супруги должны полностью прекратить супружеские связи и жить в чистоте. Из жизни пророка Самуила мы видим, что его мать Анна три года вскармливала своего сына Самуила, живя во все это время отдельно от своего супружеского ложа в чистоте, а после этого у нее были еще дети, хотя все считали ее бесплодной, ибо «идеже хощет Бог, побеждается естества чин», а рождение детей - это дар Божий, а не человеческое изобретение, ибо Господь говорит: «Азъ еемь творяй человека и созидаяй дух в человеке». Апостол заповедует родителям пребывать в посте и молитве и супружеские удовольствия подчинять высшим целям, чтобы «имеющие жен были, как не имеющие» (1 Кор.7, 29). После этого он убеждает супругов не быть рабами плоти, но жить духом, ибо все христиане призваны Богом не к нечистоте, а к святости.

Посмотрим на животных, которые по закону природы, данному им от Бога еще при сотворении всего мира, и поныне строго соблюдают этот закон в абсолютной точности, ибо после зачатия плода не допускают совокупления не только после разрешения от бремени, но и во все время вскармливания детеныша. А человек, как вы и сами видите, становится в какой-то степени горшим скотом и, предаваясь страстным вожделениям, забывает о своем достоинстве, данном ему от Бога, Который его сотворил по своему образу и по своему подобию, - и тем самым нарушает закон Божий повреждением естества и вызывает этим на свое потомство праведный гнев Божий. Последствиями праведного гнева Божия являются еще и следующие: неверность супругов, расстройство и всякая скорбь, неизлечимые болезни, от которых страдают дети, ранняя и преждевременная смерть мужа или жены, а также дорогих для них детей. И кто бы мог перечислить ужасные проявления гнева Божия над супругами, потерявшими страх Божий и двинувшимися по пути плотского мудрования, которое - враг Богу, и над не покоряющимися Богу и Его закону. Такие убивают своих детей и свое потомство до третьего и четвертого колена и лишают себя навсегда Царствия Небесного.

Супруги должны и до разрешения их бесплодия строго следить за правилами церковными и исполнять церковные правила, установленные для супругов, а именно: супружеские постели должны быть отделены одна от другой в ночь накануне праздничных и воскресных дней, накануне среды и пятницы, во время всех четырех установленных Церковью постов, особенно во время Великой Четыредесятницы, т.е. Великого Поста. Остальное же время они могут в целомудрии и страхе Божием употребить для супружеской жизни. Ибо Господь дал человеку жену как помощь для совместной жизни, и благословил их, и сказал: «Растите и множитесь»; но не ради похотного сладострастия, которое не знает ни времени, ни меры в своем невоздержании.

Поэтому просим вас, благословенные христиане, духовные наши чада во Христе Иисусе и любезные братья по крещению: храните свое святое супружество во всякой чистоте и правде Божией, последуя всем заповедям Божиим, и тогда Небесный Bpач души и тела разрешит ваше неплодство, и вы увидите на своей семье благословение Всевышнего. А за творение дел вашего милосердия нуждающимся братьям во Христе вы не только получите дар рождения детей, но и наследуете Царство Небесное, обетованное любящим Бога, и будете в общении со всеми угодившими Богу делами милосердия, в чем да поможет нам Истинный Господь наш Ии сус Христос, заступничеством Пречистой и Преблагословенной Своей Матери, Девы Марии, молитвами Святого Симеона Мироточивого, чудотворца, и всех святых Афонских: да вси наследуем блаженный конец жизни и перейдем из сей временной жизни в вечную, где будем до века прославлять Всесвятое Имя Пресвятой, Живоначальной и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, Которой да будет слава во веки веков. Аминь.

 

АдресмонастыряХиландар: MONASTERE HILANDAR 63086, KARYES, MOUNT ATHOS, GREECE Телефон: 8-10-30-23770-23797

Для того чтобы получить ягоды винограда целебной лозы нужно всего лишь написать на Афон письмо и сообщить в нём имена супругов в Святом крещении. Никаких денег монахам не требуется - это совершенно бесплатно. Примерно через месяц-полтора придёт с Афона конверт с 3 ягодами, с подробной инструкцией на русском языке как их вкушать и с сообщением о том, что братия монастыря Хиландар начала 40 дней усиленно молиться Богу за страждущих, с тем, чтобы Господь разрешил их от бремени сего недуга. Единственное, что потребуется, оплатить почтовую бандероль (в пределах доллара) при получении на почте. И еще братия Хиландара просит, когда у вас родится вымоленный у Бога младенец, сообщить им об этом и, по возможности, прислать фотографию

Мамонт (Кипрский), помощник от избавления налогов, кредитов, долгов, проверок и притеснения властей.

 

        Мученик Мамонт (Кипрский)

  Мученик Мамонт Молятся об избавлении налогов, кредитов, долгов, несправедливых притеснений со стороны властей.

 

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4.

Мученик Твой, Господи, Мамонте, во страдании своём венец принят нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

КОНДАК, ГЛАС 2.

Звезда светлая явился еси прелестная мирови. Солнца Христа возвещающи зарями твоими, страстотерпце Мамонте, и прелесть погасил еси всю, нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.

ВЕЛИЧАНИЕ.

Величаем тя, страстотерпче святый Мамонте, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа потерпел еси.

 

Помощь Святого Мамонта людям от притеснения властей, долгов.

 

 Молятся об избавлении долгов, кредитов, налогов, несправедливых притеснений со  стороны  властей.

2 (15) сентября Православовная Церковь чтит память святого чудотворца Маманта. Святой Мамант происходил из малоазийской провинции Пафлагония в Римской империи, из города Гангры. Его родители-христиане, Феодот и Руфина, принадлежали к высшему сословию патрициев. Когда император Аврелиан (270-275 гг.) воздвиг жестокое гонение, то они были схвачены среди первых, и сын Феодота и Руфины увидел свет в сумрачной и сырой темнице. Отец не успел узнать о рождении сына, ибо прежде этого предал свой дух Богу. За супругом в небесные обители последовала и Руфина, молитвенно препоручив младенца Господу. Бог услышал предсмертную молитву святой Руфины: богатая вдова христианка Аммия с честью погребла тела мучеников, а мальчика взяла к себе в дом и окружила материнской заботой. Она назвала малыша Мамантом (в сирийской и греческой транскрипции Мамас), потому что первое слово, которое он произнес, было «мама». Святой Мамант рос добрым христианином.

Он легко и охотно схватывал грамоту, был не по летам рассудителен, благоразумен речами и личным примером обращал в христианство многих своих сверстников. Об этом донесли правителю Демокриту. Из уважения к знатному происхождению юноши Демокрит не решился подвергнуть его пыткам и отослал к императору Аврелиану. Тот сначала лаской, а затем угрозами намеревался совратить Маманта в языческую веру, но святой безбоязненно исповедал себя христианином и обличил безумие язычников, поклоняющихся бездушным истуканам. Разъяренный император подверг юношу жестоким истязаниям и, в конце концов, приказал утопить его. Но Ангел Господень спас Маманта и привел на высокую гору неподалеку от Кесарии, в римской провинции Каппадокия. Повинуясь воле Божией, святой устроил там небольшую церковь и подвизался в строгом воздержании и молитве.

Там святой жил, пока ему не исполнилось пятнадцать лет. Собеседниками его были львы и другие дикие звери. Питался Мамант молоком диких коз и ланей. Вскоре слава о богоугодном житии святого Маманта распространилась по всей Кесарии. Обеспокоенный правитель послал за ним отряд воинов. Повстречавшись на горе со святым Мамантом, воины не узнали его, приняв за простого пастуха. Тогда святой пригласил их в хижину, напоил молоком и сам открыл свое имя, зная, что его ожидает мученическая смерть за Христа.

Так пятнадцатилетний Мамант предал себя в руки мучителей и был приведен на суд наместника Александра, который подверг его изощренным и долгим истязаниям. Однако они не сломили христианскую волю святого. Когда святого Маманта отдали на съедение зверям, те не тронули его. Тогда один из языческих жрецов поразил его трезубцем. Смертельно раненый, святой Мамант вышел за пределы города. Там, в небольшой каменной пещере, он предал свой дух Богу, Который призвал святого мученика Маманта в горние селения. Это произошло в 275 году.

Верующими он был погребен на месте кончины. В скором времени христиане, жившие в КесарииКаппадокийской и прибегавшие к мученику со своими недугами и скорбями, стали получать от него благодатную помощь.

Святитель Василий Великий, занимавший епископскую кафедру в Кесарии Каппадокийской в середине IV века, и, вероятно, из личного опыта знавший о действенном предстательстве не так давно погребенного в его епархии мученика Маманта, призывал свою паству словами: «Поминайте святого мученика: те, кто видел его в видении, кто из живущих на сем месте имеет его помощником, кому из призывающих имя его он помог самим делом, кого из заблудших в жизни наставил, кого от недугов исцелил, чьих детей, уже умерших, снова возвратил к жизни, чью жизнь продолжил - все, собравшись воедино, принесите хвалу мученику».Мученик Мамонт

Святой Мамант — один из наиболее почитаемых святых, вместе с великомучеником Георгием, апостолом Варнавой, мучеником Миной, мученицей Мариной и первомученицей Феклой, на Кипре. Это, прежде всего, связано с тем, что согласно кипрскому преданию, честное тело святого Маманта уже в византийские времена перевезли с малоазийских берегов на Кипр и погребли в епархии Морфу. На этом месте был выстроен храм святого Маманта, где почивали его святые мощи. Сейчас этот храм, находится на оккупированных с 1974 года турками территориях.

Сегодня в разных уголках острова можно от местных жителей услышать множество повествований о святом Маманте. Приведем одно предание, возникшее в годы турецкого владычества на острове (1570-1878 гг.). Вероятно, оно послужило основой достаточно поздней иконографии святого Маманта, сидящего на льве и держащего барашка на руках. Предание гласит, что некогда святой Мамант, бедный пустынник, жил в пещере в епархии Морфу на Кипре. Когда его, как и всех жителей Кипра, турецкие власти принудили платить дань, он отказался. Тогда его повели к наместнику, представителю Османской империи, на острове. По дороге святой Мамант увидел такую сцену: лев охотится на барашка. Святой кивнул льву, повелевая ему отпустить барашка. Тот проявил незамедлительное послушание и сам последовал за святым. Устав от долгого пути, святой Мамант взял барашка на руки, сел на льва и так продолжал свой путь к наместнику. Наместник, увидев умилительную картину — Маманта, восседавшего на льве с барашком в руках, с уважением отпустил святого подобру-поздорову и освободил от обязанности платить дань Османской империи.

Велика слава святого Маманта на Кипре. Из-за множества сотворенных им чудес кипрский летописец Леонтий Махерас восклицал: «И до кончины своей не успею описать всех его благодеяний!». 

                                      

Молятся об избавлении налогов, кредитов, долгов, несправедливых притеснений со стороны властей.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4.

Мученик Твой, Господи, Мамонте, во страдании своём венец принят нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

КОНДАК, ГЛАС 2.

Звезда светлая явился еси прелестная мирови. Солнца Христа возвещающи зарями твоими, страстотерпце Мамонте, и прелесть погасил еси всю, нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.

ВЕЛИЧАНИЕ.

Величаем тя, страстотерпче святый Мамонте, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа потерпел еси.

        Читать 3 раз в день 40 дней. И пойти на исповедь причастие.

       

Церковь Святого Лазаря. (Кипр)

Ларнака (Кипр)

Церковь Святого Лазаря является одним из важнейших мест паломничества на Кипре  извесна далеко за его пределами  встречается в различных буклетах в качестве визитной карточки Ларнаки.

В этом храме ИКОНОСТАС 1773-1783г,

икона св.Лазаря1717г, В подземной крипте  которая расположена под алтарем-находится гробница, в которой был погребен праведный Лазарь, тут же «бьет» Святой источник

 Лазарь был другом Христа, который по преданию воскресил его из мёртвых на четвёртый день после смерти, поэтому его иногда так и называют − Лазарь Четырёхдневный. Впоследствии Лазарь из-за преследований был вынужден покинуть Иудею. Он прибыл на Кипр в Ларнаку, вернее в Цитиум − такое название в те времена имел город по "версии" правивших тогда римлян. Через несколько лет апостолы Павел и Варнава посетили Кипр. Познакомившись с Лазарем, они рукоположили его в сан епископа Китийского (Китион − более раннее название города).После воскрешения ,Лазарь прожил  около 30 лет.

К нему обращаются за помощью в  жизненных  проблемах, восстановлении  справедливости , продлении жизни.

Записочки  паломников с прошениями к  СВ.Лазарю.